ЗАДАНИЯ НА ПЕДПРАКТИКУ ДЛЯ МАГИСТРОВ 2015 и МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ МАГИСТРА ТЭФ

ПОЯСНЕНИЕ К ЗАДАНИЮ:

 

Задание основывается на утвержденной факультетом Программе учебно-педагогической практике магистра (PDF).

ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Основными целями педагогической практики являются:

  •  ознакомление с постановкой учебной и учебно-методической работы на объекте практики, изучение нормативных документов по организации учебного процесса, правил внутреннего распорядка;
  •  ознакомление с учебными программами по направлению подготовки учащихся объекта в соответствии с проблемным полем деятельности магистранта;
  •  ознакомление с постановкой лекций, практических и лабораторных занятий на объекте, с организацией практик, учебно-научных исследовательских работ, курсового и дипломного проектирования;
  •  под руководством научного руководителя практики подготовка и проведение пробных занятий (практическое, лабораторное занятие), подготовка методической разработки по одной теме выбранного курса.

В результате прохождения педагогической практики магистрант должен получить:

Знания:

  •  основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса;
  •  методов контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых;
  •  требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях.

Умения:

  •  осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса;
  •  выступать перед аудиторией и создавать творческую атмосферу в процессе занятий;
  •  анализировать возникающие в педагогической деятельности затруднения и принимать план действий по их разрешению;
  •  владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности магистранта; − преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;
  •  использовать средства педагогической деятельности для повышения результативности научно-исследовательской деятельности магистранта.

Навыки:

  •  работы с методической литературой, творческого отбора необходимого для преподавания учебного материала;
  •  выбора методов и средств обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала, психолого-педагогическим особенностям студентов;
  •  планирования познавательной деятельности учащихся и способности ее организации;
  •  современными образовательными технологиями и активными методами преподавания дисциплин.

ЗАДАНИЯ
в соответствии с пунктами программы

  1. "Ознакомление с федеральным государственным образовательным стандартом  (ФГОС) высшего профессионального образования и рабочими программами технических дисциплин (РПД)
    • ЗАДАНИЕ 1: Критический анализ ФГОС по программе бакалавриата своей специальности (документ ФГОС + Анализ (2-3 страницы). Анализ должен включать личные суждения практиканта, касающиеся целей подготовки, формируемых компетенций, содержания, форм, материальной обеспеченности и умственной нагрузки на обучающегося. РПД одной из дисциплин профиля подготовки и ее критический анализ (РПД + Анализ на 2-3 страницы).
  2.  "Посещение и анализ лекционных, практических и лабораторных занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам
    • ЗАДАНИЕ 2: Анализ посещенного занятия. См. Приложение 4.
  3. Подготовка плана самостоятельных практических и лабораторных занятий и разработка собственных методических материалов.
    • ЗАДАНИЕ 3: Составить план-конспект учебного занятия и сделать подборку к нему методических материалов. См. Приложение 1 и 2.
  4. Разработка тестовых и практических заданий для оценивания знаний бакалавров в процессе обучения
    • ЗАДАНИЕ 4. Разработать ряд заданий для проверки уровня усвоения студентами знаний по изучаемой теме. См. Приложение 3.
  5. Проведение практических и лабораторных занятий в группах у бакалавров совместно с преподавателем или самостоятельно и последующий их анализ.
    • ЗАДАНИЕ 5. Проведение учебного занятия и письменный самоанализ процесса и результата занятия по схеме, приведенной в Приложении 4.


 

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА по ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Отчет включает :

  • титульный лист
  •  индивидуальный план педагогической практики;
  •  ФГОС по направлению бакалавриата и аналитическое эссе к нему;
  •  РПД профильной дисциплины и аналитическое эссе к программе; 
  •  план-конспект учебного занятия и самоанализ  проведенного занятия;
  •  анализ посещенного занятия;
  •  тексты подготовленных учебно-методических материалов (кейсов, деловых ситуаций, задач, презентаций и т.д.);
  •  тексты подготовленных контрольных мероприятий: тестов, экзаменационных заданий и других.


 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

Практикант  соответствии с программой должен защитить отчет по практике.

Магистрант получает дифференцированную оценку, которая складывается из следующих показателей.

Критерии оценки

  1.  оценка организационной работы магистранта в современных условиях (оценивается организация и проведение практических занятий;
  2.  оценка методической деятельности магистранта (подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых практических занятий, планирование и разработка практических занятий);
  3.  оценка учебной работы магистранта (оценивается проведение практических и лабораторных занятий, поиск эффективных методик и интерактивных технологий проведения занятий);
  4.  оценка личностных качеств магистранта (культура общения, уровень интеллектуального, нравственного развития и др.);
  5.  оценка отношения к практике, к выполнению поручений руководителя.


 

Каждый показатель оценивается по бальной шкале. Просчитывается средний балл и определяется оценка за практику. Рейтинговая оценка результатов прохождения практики осуществляется в процентах. При подведении итогов по остальным позициям необходимо руководствоваться следующей шкалой соответствия рейтинговых оценок пятибалльной кале: - 90-100 % - отлично; - 75-89 % - хорошо; - 60-74 % - удовлетворительно; - менее 60 % - неудовлетворительно. Неудовлетворительная оценка означает, что студент должен пройти практику повторно, либо должен быть представлен к отчислению.



 

 

 

Приложение 1

Примерная схема плана-конспекта лекционного занятия 

по дисциплине «______________» для студентов ____курса

Дата проведения______

Тема занятия:

Цель занятия:

Задачи занятия:

А) образовательные:

Б) Воспитательные:

В) Развивающие:

Форма занятия:

Методы обучения:

План лекции:

Литература:

1.

2.

3.

 

Примерная схема плана-конспекта практического и лабораторного занятия

по дисциплине «________» для студентов __ курса «___».

Дата проведения_______.

Тема занятия:

Цель занятия:

Форма занятия:

Методы обучения:

Материалы и оборудование:

План практической работы:

Вопросы для закрепления:

Литература:

1.

2.

3.


 

Приложение 2


 

Примерная схема разработки мультимедийных материалов
(учебных презентации)

по дисциплине «_____» для студентов _____ курса

 

Тема презентации:

Дидактические и методические цели и задачи презентации:

Содержание презентации:

Заключение презентации (яркое высказывание − переход к заключению,  повторение  основных  целей  и  задач выступления, выводы, подведение итогов, короткое  и  запоминающееся  высказывание в конце):

Подача материала презентации:

Графическая информация (графические иллюстрации для презентации, статистика,  диаграммы и графики, экспертные оценки, ресурсы Интернет, примеры, сравнения, цитаты и т. д.):

Дизайн презентации ( шрифт (читаемость),  корректность  выбора  цвета(фона, шрифта, заголовков) ,  элементы анимации):

Техническая часть (грамматика, подходящий словарь , наличие ошибок правописания и опечаток):



 

 

Приложение 3


 

Примерная схема разработки методов контроля знаний, умений, навыков

по дисциплине «_____» для студентов _____ курса

 

1. Разработка вопросов, заданий, и примеров для устного опроса, которые будут способствовать активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки. Вопросы должны иметь преимущественно поисковый  характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной  мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа  («Что  произойдет...»,  «Как  изменится...»);  на  сравнение  («В  чем  сходство  и  различие...»,  «Чем  отличается,..»);  на  объяснение  причины  («Почему...»,  «Для  чего..,»);  и выявление  основных  характерных  черт,  признаков  или  качеств  предметов,  явлений («Укажите важные свойства...», «В каких случаях...», «Какие условия необходимы...»); на установление  значения  того  или  иного  явления,  процесса  («Какое  значение  имеет...», «Какое влияние оказывает...»); на обоснование («Чем объяснить...», «Как обосновать...»)

2. Разработка вопросов и заданий для письменного опроса. Письменные работы: диктанты (математические, чертежные, технологические и др.), ответы на вопросы, решение задач и примеров, выполнение различных чертежей и схем и др. По продолжительности  письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15  мин), когда проверяется усвоение  учебного  материала небольшого объема.

3. Разработка различных типов тестовых заданий. 

– 1 тип. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.

1.1. Задания с выбором одного правильного ответа.

1.2.  Задания с выбором одного наиболее правильного ответа

1.3. Задания с выбором нескольких правильных ответов

– 2 тип. Задания открытой формы

         –3 тип. Задания на установление соответствия

– 4 тип. Задания на установление правильной последовательности

5. Разработка кейса, включающего в себя:

– описание профессионально ориентированной проблемы и формулировку ситуационной задачи;

– необходимую для анализа ситуационной задачи информацию;

– формулировку заданий для организации поэтапной работы студентов по подготовке к решению основной ситуационной задачи;

– структурирование собранных заданий и распределение их по отдельным частям кейса.


 

Приложение 4

Алгоритм самоанализа учебного занятия.


 

  1.  Каково место данного учебного занятия в теме, разделе курса?
  2.  Как он связан с предыдущим, на что опирается?
  3.  Как это учебное занятие «работает» на последующие занятия, темы, разделы?
  4.  Какие задачи решались на данном учебном занятии (образовательные, воспитательные, развивающие) и какие из них были главными, стержневыми на анализируемом учебном занятии?
  5.  Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
  6.  Как учтены в задачах особенности учебной группы?
  7.  В чем специфика этого учебного занятия? Каков его тип и вид?
  8.  Соответствие содержания учебного занятия его виду и цели.
  9.  Выделение структуры и этапов учебного занятия. Выделение задач и предполагаемого результата в каждом этапе занятия.
  10.  Почему выбранная структура учебного занятия была наилучшей для решения поставленных задач?
  11.  Насколько удачно и рационально выбрано время, отведенное на каждый этап учебного занятия?
  12.  Выдержана ли логика связки между всеми этапами учебного занятия?
  13.  На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делается главный акцент на учебном занятии и почему?
  14.  Выделяет ли преподаватель главное, существенное в содержании учебной информации?
  15.  Анализ содержательной стороны учебного занятия:
    •  соотношение теоретического и фактического материала;
    •  соответствие методов требованиям активизации мыслительной деятельности студентов;
    •  выявление способов выражения студентами осознанности усвоенных знаний;
    •  определение способов информирования студентов о содержании домашнего задания: объем заданий, особенности методики предъявления домашнего задания, дифференцированность заданий с учетом специфики учебной группы, специализации студентов и их индивидуальных особенностей.
  16.  Как в данном учебном занятии сочетаются формы организации учебной деятельности студентов с принципами индивидуализации и дифференциации обучения?
  17.  С помощью каких приемов и форм работы педагог добился проявления активности и самостоятельности мышления студентов (системой вопросов; созданием проблемных ситуаций; введением эвристических задач;) организацией поисковой и исследовательской работы на занятии;) использованием индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы.
  18. Какого уровня понимания добивался преподаватель от студентов (описательного; сравнительного; обобщающего; оценочного).
  19.  Какая из форм учебной работы была наиболее эффективной в процессе актуализации в памяти студентов ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос; групповое собеседование; система упражнений).
  20.  С помощью чего педагог добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия студентами изучаемого материала (техники убеждающего и внушающего воздействия; определенного, подбора методов и приемов обучения; введения разнообразных интеллектуально-развивающих игр; использования современных аудиовизуальных средств).
  21.  Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами он осуществлялся? Какова его эффективность?
  22.  За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность студентов в течении всего занятия?
  23.  За счет чего на учебном занятии создавался психологический комфорт? Выделить роль личности педагога.
  24.  Какие были предусмотрены запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?
  25. Удалось ли педагогу полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему?
  26.  За счет чего, когда и как преподаватель сможет выполнить нереализованное?
  27.  Завершение анализа занятия выводом, содержащим:
    •  вскрытые причины достоинств и недостатков в учебном занятии;
    •  характеристику конечного результата;
    •  рекомендации по совершенствованию учебного процесса.
7 Декабря, 2015  00:26 Просмотров: 2706 Печать

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?

Счетчик

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика


Бесплатный анализ сайта