ПОЯСНЕНИЕ К ЗАДАНИЮ:
Задание основывается на утвержденной факультетом Программе учебно-педагогической практике магистра (PDF).
ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Основными целями педагогической практики являются:
- ознакомление с постановкой учебной и учебно-методической работы на объекте практики, изучение нормативных документов по организации учебного процесса, правил внутреннего распорядка;
- ознакомление с учебными программами по направлению подготовки учащихся объекта в соответствии с проблемным полем деятельности магистранта;
- ознакомление с постановкой лекций, практических и лабораторных занятий на объекте, с организацией практик, учебно-научных исследовательских работ, курсового и дипломного проектирования;
- под руководством научного руководителя практики подготовка и проведение пробных занятий (практическое, лабораторное занятие), подготовка методической разработки по одной теме выбранного курса.
В результате прохождения педагогической практики магистрант должен получить:
Знания:
- основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса;
- методов контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых;
- требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях.
Умения:
- осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса;
- выступать перед аудиторией и создавать творческую атмосферу в процессе занятий;
- анализировать возникающие в педагогической деятельности затруднения и принимать план действий по их разрешению;
- владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности магистранта; − преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;
- использовать средства педагогической деятельности для повышения результативности научно-исследовательской деятельности магистранта.
Навыки:
- работы с методической литературой, творческого отбора необходимого для преподавания учебного материала;
- выбора методов и средств обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала, психолого-педагогическим особенностям студентов;
- планирования познавательной деятельности учащихся и способности ее организации;
- современными образовательными технологиями и активными методами преподавания дисциплин.
ЗАДАНИЯ
в соответствии с пунктами программы
- "Ознакомление с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования и рабочими программами технических дисциплин (РПД)
- ЗАДАНИЕ 1: Критический анализ ФГОС по программе бакалавриата своей специальности (документ ФГОС + Анализ (2-3 страницы). Анализ должен включать личные суждения практиканта, касающиеся целей подготовки, формируемых компетенций, содержания, форм, материальной обеспеченности и умственной нагрузки на обучающегося. РПД одной из дисциплин профиля подготовки и ее критический анализ (РПД + Анализ на 2-3 страницы).
- "Посещение и анализ лекционных, практических и лабораторных занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам
- ЗАДАНИЕ 2: Анализ посещенного занятия. См. Приложение 4.
- Подготовка плана самостоятельных практических и лабораторных занятий и разработка собственных методических материалов.
- ЗАДАНИЕ 3: Составить план-конспект учебного занятия и сделать подборку к нему методических материалов. См. Приложение 1 и 2.
- Разработка тестовых и практических заданий для оценивания знаний бакалавров в процессе обучения
- ЗАДАНИЕ 4. Разработать ряд заданий для проверки уровня усвоения студентами знаний по изучаемой теме. См. Приложение 3.
- Проведение практических и лабораторных занятий в группах у бакалавров совместно с преподавателем или самостоятельно и последующий их анализ.
- ЗАДАНИЕ 5. Проведение учебного занятия и письменный самоанализ процесса и результата занятия по схеме, приведенной в Приложении 4.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА по ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Отчет включает :
- титульный лист
- индивидуальный план педагогической практики;
- ФГОС по направлению бакалавриата и аналитическое эссе к нему;
- РПД профильной дисциплины и аналитическое эссе к программе;
- план-конспект учебного занятия и самоанализ проведенного занятия;
- анализ посещенного занятия;
- тексты подготовленных учебно-методических материалов (кейсов, деловых ситуаций, задач, презентаций и т.д.);
- тексты подготовленных контрольных мероприятий: тестов, экзаменационных заданий и других.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ
Практикант соответствии с программой должен защитить отчет по практике.
Магистрант получает дифференцированную оценку, которая складывается из следующих показателей.
Критерии оценки
- оценка организационной работы магистранта в современных условиях (оценивается организация и проведение практических занятий;
- оценка методической деятельности магистранта (подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых практических занятий, планирование и разработка практических занятий);
- оценка учебной работы магистранта (оценивается проведение практических и лабораторных занятий, поиск эффективных методик и интерактивных технологий проведения занятий);
- оценка личностных качеств магистранта (культура общения, уровень интеллектуального, нравственного развития и др.);
- оценка отношения к практике, к выполнению поручений руководителя.
Каждый показатель оценивается по бальной шкале. Просчитывается средний балл и определяется оценка за практику. Рейтинговая оценка результатов прохождения практики осуществляется в процентах. При подведении итогов по остальным позициям необходимо руководствоваться следующей шкалой соответствия рейтинговых оценок пятибалльной кале: - 90-100 % - отлично; - 75-89 % - хорошо; - 60-74 % - удовлетворительно; - менее 60 % - неудовлетворительно. Неудовлетворительная оценка означает, что студент должен пройти практику повторно, либо должен быть представлен к отчислению.
Приложение 1
Примерная схема плана-конспекта лекционного занятия
по дисциплине «______________» для студентов ____курса
Дата проведения______
Тема занятия:
Цель занятия:
Задачи занятия:
А) образовательные:
Б) Воспитательные:
В) Развивающие:
Форма занятия:
Методы обучения:
План лекции:
Литература:
1.
2.
3.
Примерная схема плана-конспекта практического и лабораторного занятия
по дисциплине «________» для студентов __ курса «___».
Дата проведения_______.
Тема занятия:
Цель занятия:
Форма занятия:
Методы обучения:
Материалы и оборудование:
План практической работы:
Вопросы для закрепления:
Литература:
1.
2.
3.
Приложение 2
Примерная схема разработки мультимедийных материалов
(учебных презентации)
по дисциплине «_____» для студентов _____ курса
Тема презентации:
Дидактические и методические цели и задачи презентации:
Содержание презентации:
Заключение презентации (яркое высказывание − переход к заключению, повторение основных целей и задач выступления, выводы, подведение итогов, короткое и запоминающееся высказывание в конце):
Подача материала презентации:
Графическая информация (графические иллюстрации для презентации, статистика, диаграммы и графики, экспертные оценки, ресурсы Интернет, примеры, сравнения, цитаты и т. д.):
Дизайн презентации ( шрифт (читаемость), корректность выбора цвета(фона, шрифта, заголовков) , элементы анимации):
Техническая часть (грамматика, подходящий словарь , наличие ошибок правописания и опечаток):
Приложение 3
Примерная схема разработки методов контроля знаний, умений, навыков
по дисциплине «_____» для студентов _____ курса
1. Разработка вопросов, заданий, и примеров для устного опроса, которые будут способствовать активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки. Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа («Что произойдет...», «Как изменится...»); на сравнение («В чем сходство и различие...», «Чем отличается,..»); на объяснение причины («Почему...», «Для чего..,»); и выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений («Укажите важные свойства...», «В каких случаях...», «Какие условия необходимы...»); на установление значения того или иного явления, процесса («Какое значение имеет...», «Какое влияние оказывает...»); на обоснование («Чем объяснить...», «Как обосновать...»)
2. Разработка вопросов и заданий для письменного опроса. Письменные работы: диктанты (математические, чертежные, технологические и др.), ответы на вопросы, решение задач и примеров, выполнение различных чертежей и схем и др. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15 мин), когда проверяется усвоение учебного материала небольшого объема.
3. Разработка различных типов тестовых заданий.
– 1 тип. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.
1.1. Задания с выбором одного правильного ответа.
1.2. Задания с выбором одного наиболее правильного ответа
1.3. Задания с выбором нескольких правильных ответов
– 2 тип. Задания открытой формы
–3 тип. Задания на установление соответствия
– 4 тип. Задания на установление правильной последовательности
5. Разработка кейса, включающего в себя:
– описание профессионально ориентированной проблемы и формулировку ситуационной задачи;
– необходимую для анализа ситуационной задачи информацию;
– формулировку заданий для организации поэтапной работы студентов по подготовке к решению основной ситуационной задачи;
– структурирование собранных заданий и распределение их по отдельным частям кейса.
Приложение 4
Алгоритм самоанализа учебного занятия.
- Каково место данного учебного занятия в теме, разделе курса?
- Как он связан с предыдущим, на что опирается?
- Как это учебное занятие «работает» на последующие занятия, темы, разделы?
- Какие задачи решались на данном учебном занятии (образовательные, воспитательные, развивающие) и какие из них были главными, стержневыми на анализируемом учебном занятии?
- Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
- Как учтены в задачах особенности учебной группы?
- В чем специфика этого учебного занятия? Каков его тип и вид?
- Соответствие содержания учебного занятия его виду и цели.
- Выделение структуры и этапов учебного занятия. Выделение задач и предполагаемого результата в каждом этапе занятия.
- Почему выбранная структура учебного занятия была наилучшей для решения поставленных задач?
- Насколько удачно и рационально выбрано время, отведенное на каждый этап учебного занятия?
- Выдержана ли логика связки между всеми этапами учебного занятия?
- На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делается главный акцент на учебном занятии и почему?
- Выделяет ли преподаватель главное, существенное в содержании учебной информации?
- Анализ содержательной стороны учебного занятия:
- соотношение теоретического и фактического материала;
- соответствие методов требованиям активизации мыслительной деятельности студентов;
- выявление способов выражения студентами осознанности усвоенных знаний;
- определение способов информирования студентов о содержании домашнего задания: объем заданий, особенности методики предъявления домашнего задания, дифференцированность заданий с учетом специфики учебной группы, специализации студентов и их индивидуальных особенностей.
- Как в данном учебном занятии сочетаются формы организации учебной деятельности студентов с принципами индивидуализации и дифференциации обучения?
- С помощью каких приемов и форм работы педагог добился проявления активности и самостоятельности мышления студентов (системой вопросов; созданием проблемных ситуаций; введением эвристических задач;) организацией поисковой и исследовательской работы на занятии;) использованием индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы.
- Какого уровня понимания добивался преподаватель от студентов (описательного; сравнительного; обобщающего; оценочного).
- Какая из форм учебной работы была наиболее эффективной в процессе актуализации в памяти студентов ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос; групповое собеседование; система упражнений).
- С помощью чего педагог добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия студентами изучаемого материала (техники убеждающего и внушающего воздействия; определенного, подбора методов и приемов обучения; введения разнообразных интеллектуально-развивающих игр; использования современных аудиовизуальных средств).
- Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами он осуществлялся? Какова его эффективность?
- За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность студентов в течении всего занятия?
- За счет чего на учебном занятии создавался психологический комфорт? Выделить роль личности педагога.
- Какие были предусмотрены запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?
- Удалось ли педагогу полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему?
- За счет чего, когда и как преподаватель сможет выполнить нереализованное?
- Завершение анализа занятия выводом, содержащим:
- вскрытые причины достоинств и недостатков в учебном занятии;
- характеристику конечного результата;
- рекомендации по совершенствованию учебного процесса.