Лекции по курсу «Управленческая психология»

Лекционный материал по курсу «Управленческая психология»

 

Тема «Психоэкология организации и жизненной среды»

 

Психоэкология – это новейшее направление психологии, которое занимается психологией жизненной среды, а именно: ее влиянием на психику человека. Под средой понимается все, что окружает человека.

Так или иначе, но человек всегда проявлял интерес к организации среды. И здесь можно выделить следующие методологические подходы (к средообразованию): 1. средоцентричные. Этого направления чаще придерживаются архитекторы. Среда рассматривается как объект восприятия, а не пространство жизнедеятельности. Исходя из этого подхода, в частности, архитектор планирует пешеходные дорожки, совершенно не учитывая, где реально будут ходить люди, где им удобнее и короче; 2. средовые. Здесь уже выделяются аспект обстановки (ее восприятия) и аспект поведения в обстановке. Например, архитектор, следуя данному подходу, сначала подождет, пока проявятся естественные пешеходные дорожки, а уж потом их заасфальтирует; 3. психологические. С позиций этого подхода, человек проникает в среду, а среда в человека. Это взаимопроникновение идет в нескольких планах: экологическом, поведенческом, эмоциональном, когнитивном.; 4. синтетический. Соединяет средовую и человековедческую точки зрения.

С точки зрения М. Хейдметса, среда всегда включена в деятельность и взаимоотношения. Он выделяет следующие формы включения среды: 1. среда, как объект контроля (как часть личности). Например, территория государства, личное жилье, двор, личные вещи.

2. среда как средство регуляции социальной доступности (например, разделение на мужскую и женскую половины, тюрьма). 3. среда как средство самоэкспозиции (например, атрибуты и аксессуары имиджа, респектабельный особняк). 4.среда как средство самоидентификации («Вот моя деревня, вот мой дом родной!»).

Структура жизненной среды. Круусвалл Ю. выделил 4 саморегулирующиеся области среды: природная, деятельностная, социальная, культурная. В каждой из этих областей можно выделить подструктуры: пространственная организация, аудио-визуальная организация, информационная и социально-коммуникативная организация.

Выделяются также микро-и-макроуровни организации среды. К микроуровню относится и т.н. внутреннее пространство (которое имеет физические границы в виде стен, заборов… и, которое личность считает «своим»: рабочее место, бытовое пространство и т.д.) и, отчасти, внешнее пространство (с которым личность себя также идентифицирует, например – зона отдыха на уровне двора). К макроуровню относятся дом, микрорайон, город, деревня, область, страна, мир.

Пространственная организация среды.

Организация среды включает в себя расстояния, размеры, формы, взаиморасположения предметов, визуальный ритм, возможности контроля пространства.

Следует учитывать, что контрасты размещения предметов вызывают напряжение, пробуждают интерес к предмету. Нестандартно размещенный предмет обладает побудительной силой. Но длительное воздействие нестандартного размещения вредно, т.к. вызывает стойкое напряжение.

Формы, пропорции, подразделения пространства д.б. четко выделены, что повышает настроение, вызывает радость. В противном случае появляется непонимание, замешательство, невозможность сосредоточиться.

Вертикальные предметы повышают активность, горизонтальные предметы успокаивают, вызывают пассивность.

Важен и ритм оформления. Ритмичность (повторение линий, рядов, форм, цветов, группировок) вызывает чувство завершенности, гармонии, порядка. Нарушение ритма – вызывает чувство незавершенности.

Территориальность пространства. Организуя среду следует соблюдать личную и групповую территориальность. Открытость–закрытость пространства должна быть оптимальной. По теории приватности И.Альтмана, это измерение среды является одним из наиболее значимых. Каждый стремится к открытости и доступности, в то же время стремится быть отдельным и закрытым для других. Главное условие удовлетворенности средой – возможность регуляции приватности. Как пример худшего варианта можно привести пример некоторых тюрем, старых зверинцев, где все всегда навиду, что ведет к неврозу. Средства регуляции приватности – создание барьеров: прилавок, кабинка, секретарь и т.д., что активно используется в магазинах, банках, чиновниками.

Социопетальность среды. Среда может оцениваться также по критерию социопетальности–социофугальности. Социопетальная среда побуждает к взаимодействию, а социофугальная – противодействует контактам. Эта характеристика должна соответствовать целям и назначению среды. Так, лекционная аудитория, зал театра должны быть социофугальными, а вот театральное фойе, наоборот – побуждать к обсуждению. Специалистам в области деловых совещаний известно, что большие помещения подавляют активность участников совещания. С другой стороны, чрезмерно малые размеры помещения, недостаток пространства повышает агрессивность участников. С точки зрения социопетальности важны и расстояния и взаиморасположения рабочих мест или других «личных» территорий. Так, близкое расположение столов, кроватей, кресел, побуждает к активным контактам. Известны четыре типичных способа взаиморасположения партнеров: напротив (активизирует соперничество); бок о бок (побуждает к сотрудничеству); наискосок (побуждает к компромиссу); спина к спине (символизирует избегание контакта, предотвращает его). В частности, пространственная организация совместной деятельности типа делового совещания влияет на характер его протекания: круглый стол способствует всестороннему демократичному обсуждению; «стенка на стенку» способствует дискуссии; ряды «затылок в затылок» – наиболее приемлемая форма организации для отдачи распоряжений и информирования. Американские социальные психологи провели такой производственный эксперимент. Работницы конвейера испытывали сильную монотонию, и, в результате, снижалась удовлетворенность трудом и производительность. Линейное расположение рабочих мест было заменено на расположение по кругу. Работницы могли видеть друг друга и общаться. Результаты оказались впечатляющими: исчезло ощущение монотонии и неудовлетворенность, выросла производительность труда.

Аудио-визуальная и тактильная организация пространства.

Безусловно все виды перцепции важны во взаимодействии со средой. В качестве анти-примера (т.е. «как не следует организовывать среду») можно привести старые общественные советские туалеты. Все: от запаха до зрительных «потрясений» побуждало поскорее покинуть данную территорию. Современные элитные туалеты, это: сверкающая чистота, эстетический дизайн внутреннего интерьера, цветы и зелень, приятный аромат, «музыкальный» (по индивидуальному заказу) слив и другие услуги.

Играет роль и интенсивность освещения и уровень контрастов и цветовая гамма и звуковой ряд и запахи и жесткость-мягкость объектов и их формы и все другие характеристики внешней среды, которые могут быть ощущаемы и воспринимаемы органами чувств.

Воздействие цвета на организм. Цветовой спектр, как мы помним из школьного курса физики, представлен: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым(Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан). Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками т.е. длиной волны. По данным исследований, цвет проникает в организм до нескольких сантиметров, оказывая воздействие на внутриклеточные процессы.

Так, красный цвет проникает в тело до 3-4 сантиметров. Есть данные, что он увеличивает мышечную силу на 20%, частоту сердечных сокращений, артериальное давление. Красный цвет повышает упругость кожи, его используют для лечения ревматизма, ОРЗ. Он не рекомендуется гипертоникам, при нервном возбуждении, при лихорадке, ярко выраженным рыжим людям.

Розовый цвет действует в том же направлении, но мягче. Считается, что он стимулирует кроветворение, повышает иммунитет. Не случайно ложе любви принято оформлять розовым цветом, как, например, спальня Наины Иосифовны Ельциной в «Шуйской Чупе».

Желтый цвет стимулирует интеллектуальную деятельность, благотворно воздействует на желудочно-кишечный тракт, повышает половое влечение и настроение.

Зеленый цвет проникает в организм до 1,5 см. Действует успокаивающе, снижает частоту сердцебиений, артериальное и внутриглазное давление, стимулирует деятельность гипофиза, оказывает благотворное воздействие на кожу. Он рекомендуется страдающим бессонницей, кожно-аллергическими заболеваниями и др. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее воздействие на эмоциональную сферу, снижает работоспособность, но повышает выносливость сердца. Близкий по своим характеристикам, сиреневый цвет увеличивает эстрогенную функцию яичников. Голубой цвет проникает в организм до 1 см., понижает артериальное давление и ЧСС, подавляет активность опухолевых клеток, успокаивает нервную систему. Не случайно спальня Б.Н.Ельцина в «Шуйской Чупе» была голубая. Синий цвет уже способен понизить настроение вплоть до депрессии. Черный цвет – цвет защиты (а на востоке – цвет мудрости). Он максимально «поглощает» внешние излучения, а именно – световые воздействия, его отражательная способность минимальна. Не случайно в Европе – это цвет траура (на Востоке – цвет траура и символ смерти – белый, подобно цветку сакуры, как символу быстротечности жизни), это и цвет палачей, карающих и репрессивных органов власти (вспомним фашистские дивизии СС «мертвая голова», черные кожаные куртки чекистов 20 годов).

В психологии труда, инженерной и медицинской психологии, цвет давно используется для оптимизации деятельности человека. В частности, улучшается умственная деятельность оператора при считывании показаний приборов, если панель окрашена в теплые тона. Сигнал запрета, опасности и тревоги, как правило, красный. Разрешительный и предписывающий сигнал – зеленый (вспомним светофор).

Воздействие формы на психику. Воздействие формы на психику известно издревле. Индийские йоги, например, медитировали с использованием определенных геометрических форм и цветовой гаммы. Будем касаться, прежде всего, зрительной формы, т.к. зрительный анализатор является ведущим в перцептивной деятельности большинства людей. Форма, как и звук, цвет, свет, оказывает на организм двойное воздействие: психофизиологическое и ассоциативное. Воздействует прежде всего контур. Механизм воздействия формы лежит в глазодвигательных реакциях зрительного анализатора (прежде всего в мелкочастотных саккадических движениях глаза по контуру объекта). Поэтому, чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику. Рассмотрим символы: ○□∆+×*. Наиболее энергетизирующей, возбуждающей будет звезда, успокаивающей – круг. Дело здесь в том, что когда глаз движется по контуру круга – ему не за что «зацепиться», а при рассматривании звезды – он «застревает» в углах, черпая в них энергию за счет усиливающейся нервной импульсации. Не случайно дизайн комнат отдыха и психологической разгрузки, больничных палат, решается в округлых формах и в цветовой гамме из средней части спектра – голубой, зеленой, желтой. В дискотеке, баре, вечернем ресторане – наоборот, более уместна яркая, контрастная цветовая гамма – красный и оранжевый цвет.

Симметричные формы вызывают ощущение равновесия; они умиротворяют, успокаивают и в христианстве символизируют добро. Асимметричные формы, наоборот, выводят из равновесия и символизируют зло. Но важен и менталитет национального сознания. Так, символ гармонии в Японии – экибана – асимметрична.

Оформляя внутренний интерьер, подбирая мебель, планируя архитектурные сооружения, композицию площадей, двориков, улиц и т.д. следует учитывать геометрические характеристики среды, их влияние на психику.

Воздействие звука на психику. Слуховой анализатор является вторым по значимости. Специфика функционирования слухового анализатора состоит в непрерывности слухового внимания, слабо выраженной адаптации и утомляемости (в отличие от глаз – уши не устают, «устает» мозг). Чаще всего, к звуковому сигналу мы не можем вернуться, как к зрительному. Он уже прозвучал! Отсюда постоянная звуковая бдительность субъекта. Т.е. душа уязвима для звуков, обладающих перманентной «императивностью». Поэтому: звуки могут довести до невроза, но могут и врачевать душу. Также, слышимые звуки обладают более легкой, естественными средствами воспроизводимостью. Поэтому, средством общения выбрана речь (по сути – звук). Мир звуков чрезвычайно многообразен и эмоционально насыщен. Это и пение птиц, и человеческий голос, и музыка, бытовые и производственные шумы.

Воздействие музыки на психику. С позиций некоторых психологов, музыка является прямым воплощением эмоций, «образом души» (Лало). Другие сравнивают ее эффект с «нервным тиком», средством возврата к ранним формам поведения (Бернштейн). Каково же воздействие музыки на человека? Наиболее сильно стимулируются воображение (это используется на интимных вечеринках, в киноискусстве) и эмоционально-волевая сфера (например, военные марши, набаты, симфонии). Изменяется зрительное восприятие. Оказывается воздействие и на моторику, соматику.

Особенно плодотворным оказалось сочетание музыки и моторики (ритмика, танцы), приводившее в экспериментах к улучшению самочувствия, настроения, росту активности, снижению тревожности, стыда, чувства вины, появлению положительного восприятия своего тела, удовлетворения потребности в самовыражении.

Всегда можно подобрать музыку к затребованному ситуацией настроению: расслабляющую, мобилизующую, сентиментальную, пробуждающую ностальгию, патриотическую и т.д.

Воздействие голоса на психику. Голоса могут раздражать, могут привлекать внимание, «ласкать» слух… Аудиторы (слушатели) отдают предпочтение тембрам средних тонов (в частности – баритону). Высокие голоса повышенной интенсивности (например, «золото детского смеха») оказывают тонизирующее воздействие, но в больших количествах могут привести к неврозу и психозу. Низкие голоса предпочитают только 7% населения. Интересно, что в системах «Человек – Машина», где операторами чаще являются мужчины, рекомендуется тревожное сообщение озвучивать женским голосом (оказывается он лучше привлекает внимание!)

Влияние шума на психику. Под шумом понимается неприятный, нежелательный, труднопереносимый звук. Шум оказывает на психику как психофизиологическое, так и психологическое воздействие.

На психофизиологическом уровне шум вызывает изменение в функциональном состоянии организма, причем, при уровне шума в 70 децибел (что соответствует, например, работе пылесоса) возникает раздражение, а при уровне 110 дцб (циркулярная пила) возникает невротизация.

Психологическое воздействие шума на психику опосредуется отношением. Так, если сам человек является источником шума – шум на него не действует раздражающе. Если у человека сформирован положительный образ «шумящего» объекта и положительное отношение к данному объекту, то раздражение и невротизация тоже резко снижаются. Например, жители одного шведского поселка вблизи аэродрома жаловались властям и авиакомпании на постоянные головные боли. После того, как им выслали на дом иллюстрированную книгу о шведской авиации, шум стал меньше их беспокоить. Играет определенную роль также процесс адаптации – настройки анализатора на привычный фон.

Шум воздействует на все сферы психики: повышает уровень страха, снижает концентрацию внимания, способность к распределению внимания (удается с трудом сконцентрироваться на одной задаче), снижает самоконтроль, вызывает асоциальные действия, склонность к «взрывам», снижает желание сотрудничать, помочь людям. Показателен в этом отношении следующий эксперимент. В условиях шума, а именно: при работающей сенокосилке, проходя мимо испытуемых, человек с гипсом ронял бумаги. Только 15% вызвались помочь ему поднять бумаги, в то время как без шума – 80%.

Люди в разной степени чувствительны к шуму: можно выделить чувствительных, которым шум мешает, и шумозависимых, для которых шум представляет собой акустический наркотик. У шумозависимых шум снижает тоску, опустошенность, неуверенность, снимает страхи и повышает адреналин в крови.

В то же время полное отсутствие какого-либо шума, т.е. акустическая стерильность – психологически непереносима. Шум – признак жизни! Иногда шумовые воздействия бывают полезны. Например, кратковременный и неожиданный шум повышает работоспособность при монотонии. Не потому ли так любят пошуметь на учебных занятиях школьники и студенты, а депутаты на заседаниях Государственной Думы?

Тактильное взаимодействие со средой. Тактильные ощущения (включающие ощущения прикосновения, давления и температурные ощущения) тесно связаны с эмоциональной сферой. Не зря маленькие дети обожают меховые игрушки, мягких и пушистых котят, щенков. Да и взрослые больше положительных эмоций испытывают, прикасаясь к мягкой теплой стене, чем к крашеной холодной.

Иногда тактильный анализатор становится ведущим при взаимодействии со средой (например, у слепоглухих или у здоровых людей в полной темноте и тишине). В этом случае человек ориентируется наощупь. И тогда важна хорошая различимость объектов, что достигается разнообразными формами, рифлениями. Например, опасные лекарства должны храниться в особой, легко узнаваемой наощупь упаковке (чтобы исключить несчастные случаи по невнимательности, случайности, при ЧП типа отключений света). То же самое можно сказать и о важных органах управления техническими системами.

Тактильная организация среды может расслаблять или стимулировать, побуждать к взаимодействию со средой или препятствовать. Так, плоские, оштукатуренные или крашеные стены, досчатые заборы почти всегда исписаны, чего не скажешь о стенах с шероховатой каменистой поверхностью. Все это необходимо учитывать, соотнося с целями и фукциональным назначением среды. Так, для комнаты психологической разгрузки и психотерапевтического кабинета подойдет расслабляющий, социопетальный, побуждающий к взаимодействию с объектами интерьер.

Информационная организация среды.

Играет роль и объем, и содержание, и своевременность, и форма подачи информации. Одинаково вреден как дефицит информации, так и ее избыток.

Недостаток информации порождает состояние психической депривации, а ее переизбыток ведет к неврозу.

Психическая депривация. Это состояние возникает в ситуациях, когда субъект по объективным причинам не может удовлетворить основные психические потребности в течение длительного времени. Примером такой депривации служат слепоглухие люди, брошенные матерями малютки.

Чешские психологи И.Лангмейер и З.Матейчек выделяют следующие виды депривации:

стимульная (сенсорная) – обусловлена недостатком или недостаточной изменчивостью информации, поступающей из органов чувств;

2. когнитивная (депривация значений) – вызывается слишком изменчивой хаотичной структурой внешнего мира, без четкой упорядоченности и смысла, что не позволяет понять, предвосхитить и регулировать среду;

3. эмоциональная – недостаточная возможность установления интимных отношений, разрыв эмоциональных связей. Это может относиться как к конкретным лицам, так и иметь общий характер;

4. депривация идентичности (социальная) – ограниченная возможность установления своей социальной роли. Этот вид депривации ярко проявляется у потерявших память, у сирот («Кто я?» «Кто мои родители?»).

Каковы последствия психической депривации? У взрослого сенсорная депривация ведет к росту тревожности, страха, вызывает чувство «схожу с ума». Сенсорная депривация в детстве ведет к задержке развития. Например, так называемая «госпитальная» среда новорожденных, брошенных матерями (пустые монотонные стены, белый потолок, монотония звуков и запахов) вела к сильным задержкам психического развития и недоразвитию мозга. Не случайно негритята, которых матери привязывают на спину и везде носят с собой, опережают вплоть до 2-х летнего возраста в психическом развитии своих европейских сверстников, которые на первом году жизни большей частью находятся в кроватках и манежах (еще хуже – в пеленках).

Перенасыщенная среда. Это понятие ввел социолог Г.Зиммель. Выяснилось, что такая среда ведет к негативным последствиям: снижение интереса к новой информации (например, к объявлениям об опасности); снижение ответственности (которая перекладывается на других людей или на обстоятельства); снижение ценности информации (могут недооценивать степень опасности); рост числа посредников в отношениях людей и среды (например, на водителя пишут жалобу, вместо того, чтобы просто поговорить с ним); рост числа специализированных институтов, опосредующих общение человека и среды.

Социально-коммуникативная организация среды (психосоциальный компонент).

Позитивное или негативное влияние на психику могут оказать не только предметные характеристики среды, но и социальные. Известно и изучено влияние, как социальной изоляции, так и чрезмерного социального взаимодействия. Так, в одном эксперименте было выявлено, что мыши, живущие в камерах-одиночках, чаще погибают от инфекции, чем мыши, проживающие в камерах по 5–6 особей. В другом эксперименте, две группы кроликов кормили жирной пищей. Группа, за которой ухаживал обычный служитель, болела отложением холестерина на стенках сосудов, а в группе, где служительница любила и ласкала кроликов, зверьки болели на 60% реже. Это явление, связанное с недостатком общения, называют социальной депривацией.

Другой крайностью является избыток контактов, ведущий к социальному пресыщению, «выгоранию» личности. Так, у нормальных детей, попавших в среду, перенасыщенную социальными контактами (например, в большую детсадовскую группу) повышается агрессивность, или же они замыкаются, Их социальные контакты сужаются, а не расширяются. Еще ярче это проявляется у детей с отклонениями в развитии. Т.о. социальная нагрузка на психику д.б. умеренной. В этом смысле оптимальным является организация домов престарелых в Германии. Старики живут в, своего рода, «коммунальных» квартирах, где у каждого есть своя комната, где можно уединиться и в то же время существует и общая комната, куда каждый может придти в любой момент и удовлетворить потребность в общении.

Ведут к негативным последствиям также изменение статуса субъекта, информационная неопределенность, изменение информационной ценности сигналов из среды, усложнение социальных условий жизни. Социальные работники Запада столкнулись с фактом, что, несмотря на большие денежные пособия, безработные, тем не менее, чаще болеют, кончают с собой и совершают преступления. По наблюдениям Х.Менга, социально-опустившаяся мелкая буржуазия менее устойчива к сердечно-сосудистым заболеваниям, чем пролетариат.

Особенно плохо переносится негативное воздействие, если субъект не может оказать влияние на это негативное воздействие. Все это может привести к гипертонической болезни, нарушениям сердечной деятельности, пищеварения, к росту опухолей, снижению иммунитета. В одном эксперименте 2 обезьяны, находясь в помещении, размещались таким образом, что одна из них должна была с определенным интервалом зажигать свет, иначе обе получали удар током, а другая была бессильна как-либо повлиять на ситуацию. «Активные» обезьяны жили дольше, хотя и болели сердечно-сосудистыми заболеваниями, а «пассивные» умирали от остановки сердца. В другом показательном эксперименте, самцов тупайи (агрессивного и пассивного) помещали в одну клетку. Когда агрессивный нападал на пассивного, их разделяли, но так, чтобы пассивный всегда лицезрел агрессивного. В результате он не спал, все время следил за агрессором и, несмотря на хорошее питание, впадал в кому и умирал от почечной недостаточности.

Т.о. главный опосредующий фактор социальной среды – ее субъективное восприятие.

Интерьер внутреннего пространства.

Здесь все имеет значение: мебель, цветы, размеры помещения, художественные произведения, характер обоев. Все эти характеристики интерьера, не только изменяют настроение, но и отражают характер. Например, у гоголевского персонажа Собакевича все было дубовое и тяжеловесное, у Манилова – романтичное, легкое; рабочий кабинет Б.Клинтона – Овальный кабинет.

Интерьер должен быть оформлен исходя из следующих критериев:

1. функциональное предназначение помещения (рабочее, бытовое, торжественное, помещение для отдыха);

2. специфика контингента (молодежная дискотека, дом престарелых, преступники (цы), семья, детский сад);

3. национальный и индивидуальный менталитет;

4. финансовые возможности.

В частности, функциональным назначением определяются размеры помещения. Надо учесть, что большое пространство подавляет инициативу, малое пространство повышает агрессивность, снижает официальность и деловитость атмосферы. Надо учесть, что каждый отдельный человек должен иметь свою территорию (как и каждая группа), где можно уединиться и спрятаться (см. общение в малых группах – типы территорий).

Еще одно важное требование к организации – оптимальные коммуникативные сети и каналы.

Третьеоптимизация сенсомоторики и движений. Неоптимальны, например, тесные маленькие магазинчики, офисы, заставленные лишней мебелью кабинеты…

И, наконец, среда д.б. эстетически оформлена и вызывать эстетические чувства. Интересно, что само по себе оформление вызывает кратковременный эстетический эффект. Наиболее сильное воздействие оказывает внезапное воздействие красотой. Тем не менее, удовлетворенность, производительность и, как ни удивительно, дисциплина в эстетически оформленном интерьере выше, чем в неэстетичном.

Психоэкология архитектуры.

Замечено, что внешний вид, внешние формы строений и архитектурных сооружений, их композиция, по-разному влияют на человека. Готический собор, в частности, вызывает не только эстетические чувства. Он воздействует на зрение, на слух, на осязание. Так, преобладание вертикальных линий вызывает чувство величия и смирения. Акустика готических сооружений такова, что звук равномерно распределяется по всему пространству. Поэтому люди говорят шепотом. Холодное внутреннее пространство не вызывает побуждения к осязанию, внушает табу прикосновения. С другой стороны, современная многоэтажка, лишенная декора и, чье внутреннее пространство насыщено лестницами и лифтами, не вызывает эстетических чувств, вызывает побуждение к осязанию. Отсюда надписи, царапины, выбитые стекла, выкрученные лампочки.

Н.Савченко рассматривает 5 парадигм архитектурного пространства–времени:1. пространство универсалий (время = вечность); 2. пространство полезностей (у организации пространства есть конкретные цели. Среда в данном случае = объект измерения и анализа); 3. пространство–орган (в данном случае человек сливается со средой); 4. пространство форм и значений; 5. ритуальное пространство.

Городская среда. Во-первых, городская среда символична, как и восприятие человека. Характер города символизирует общество. В планировании древних городов преобладал круг – символ безопасности, что раньше выражало главную идею города. В современных городах главной идеей является не физическая безопасность, а коллективизм и экономическая сторона бытия (экономическая безопасность).

Среда (следуя теории личности А.В.Петровского) является продолжением личности. Человек идентифицирует себя со средой («Мы – москвичи!»). Не случайно любое вмешательство в среду воспринимается людьми как покушение на личность, личное пространство, единство человека с его средой. Вспомним хотя бы избиение женихов Одиссеем. «Вы хотели украсть у меня мой мир» – отвечает Одиссей на вопрос женихов – в чем их преступление и за что их убивают? Отсюда и бурные эмоции, реакции на изменения в среде, на знакомую среду (от восторженных до болезненных).

Во вторых, городская среда воздействует на эстетические чувства. Эстетическое восприятие знакомой среды (например, Родины) вызывает сильные эстетические чувства и патриотизм только при условии противопоставления: родной – чужой; столица – провинция. В свете этого положения, в частности, люди эмигрируют за границу за чувством ностальгии!

Как же д.б. организована городская среда? Саутворт обобщил многочисленные исследования:

1. Город должен иметь свой звуковой дизайн. Д.б. предусмотрены и источники символических звуков. Например, звуки, символизирующие и информирующие о прибытии–убытии поезда (типа «Прощания славянки»). Вполне современны были бы ожившие говорящие статуи в парке, реагирующие на пешеходов. Музыкальная информация об изменении погоды;

2. Город должен иметь визуальный дизайн. Унылое однообразие серых непривлекательных частей города полезно оживить разнообразием форм и цветовой гаммы;

3. Особое внимание малой архитектуре: детские площадки, киоски, деревья, клумбы, текущая вода. Она должна вызывать чувства дружественности и безопасности. Вспоминается одна из детских площадок г. Иваново, оформленная деревянными скульптурными персонажами русских народных сказок;

4. Умеренная новизна и неожиданность;

5. Умеренный риск. Среда без риска подобна пресной пище. Пусть будет хотя бы иллюзия риска. Рисковать – одна из глубинных неизученных потребностей человека. Риск тонизирует, пробуждает интерес к жизни. «Кто не рискует, тот не выигрывает!»;

6. Среда должна быть многовариантной;

7. Среда должна побуждать к размышлению, созиданию.

8. В городе должны быть приятные уголки.

Приятные уголки. Как пример приятных уголков можно привести: центр Праги, Хрещатик в Киеве, Красная площадь в Москве (Главная идея которых состоит в создании пешеходных зон в центре города. Если раньше люди спешили по делам, то теперь наслаждаются архитектурой).

В целом чувство приятного создают: 1. места с низким уровнем стресса (шума, загрязненности, перенаселенности). Причем, несмотря на явление габитуации (привыкание к постоянному раздражителю).

2. оптимальные социальные качества среды. Среда может либо подавлять, либо поощрять и развивать контакт.

3. эстетика и дизайн (способствуют чувству приятного, который в свою очередь, должен быть функционален и, соответствовать общей идее уголка).

4. возможность принятия решений в отношении среды.

5. возможность перемещений и ориентации в данной среде. Для этого среда должна способствовать формированию т.н. ментальной карты города, основу которой составляют яркие объекты (например, кинотеатры, бани, рестораны, школы. Так, в воспоминаниях одного 80-летнего старика, который в молодости служил в Праге, этот красивейший город мира представлял собой систему танцплощадок, пивных и казарм. Таковы были его ментальные карты Праги. Для «челнока» город – это система магазинов, для работника ОБЛОНО – это система школ.

6. И, наконец, приятные уголки удовлетворяют потребности: культурные, спортивные, образовательные, интеллектуальные.

Все эти рекомендации можно отнести и к организации (фирме, предприятию, учреждению…), особенно, если организация придает значение корпоративному имиджу.

Так, компания должна иметь свой аудиостиль (с продуманными тембровыми и жанровыми характеристиками; запоминающееся мелодическое построение…). Например, чтобы подчеркнуть стабильность фирмы используется классический репертуар, а чтобы подчеркнуть современность и «продвинутость» – современные ритмы.

Как не вспомнить здесь пионерскую организацию! Здесь и самобытный звуковой дизайн (горны, барабаны…), и яркий визуальный дизайн (пионерские атрибуты, пионерские комнаты, дворцы…), новизна и риск ситуаций («Советы отрядов и дружин», «Зарницы», походы, соревнования…) и «приятные уголки» (пионерские лагеря, костры…).

Жизненная среда и дети.

В процессе пренатального онтогенеза будущий человек находился во внутренней среде материнского организма. Внутренняя среда матери по возможности максимально обеспечивала его всем необходимым: удовлетворялись потребности в питании, безопасности, комфорте. С момента рождения он попадает в определенную внешнюю среду, которая его потом и формирует. Если внешняя среда блокирует какие-либо потребности, человек как бы стремится вернуться в лоно матери, что проявляется в поиске и организации соответствующих (аналогичных внутрисредовым) внешнесредовых признаков: темно, тепло, тихо, поза плода. Временная фрустрация потребностей ребенка во чреве матери, как выяснилось, полезное явление, подготавливающее человека к активной жизни и борьбе за выживание. Идет своего рода тренировка. Известно, что дети у корейских ныряльщиц за жемчугом (которые ныряют и на 8 месяце беременности) рождаются физиологически зрелыми и красивыми.

Как говорит народная мудрость, ребенка надо воспитывать пока он лежит поперек кровати. Например, японские кланы «ниндзя» с колыбели готовят себе смену. Люлька подвешивается к потолку и любой проходящий мимо качнет ее. Люлька летает от стенки к стенке, вырабатывая у будущего ниндзи чувство равновесия, тренируя вестибулярный аппарат. Самураи тоже имеют свою педагогическую систему. В частности, ребенка не принято наказывать, что может унизить его достоинство. До 5 лет он живет по принципу «все можно».

Б.Краус выделяет следующие виды среды ребенка: 1. школьная (класс, школа в целом, образовательная система). 2. локальная (микрорайон, поселок). Она делится на городскую и сельскую. 3. семейная.

Каждый вид среды включает в себя следующие компоненты:

а). социально–культурный (например, элитная или общеобразовательная школа, уровень образования родителей),

б). технико–гигиенический (например, в монгольских семьях, преимущественно многодетных, детишки от года до трех одеваются в штанишки с дыркой на промежности. Ведь, в степи воды мало, подмывать и стирать нечем да и некогда, лучше экономить воду и время и удобрять среду равномерно),

в). социально–экономический (экономическое развитие региона, боевые действия, преступность, занятость родителей на работе, имущественные отношения),

г). демографический состав среды (например, национальный состав села; дом инвалида; количественный, возрастной, половой и национальный состав семьи).

Специфический комплекс перечисленных компонентов образует особую систему среды обитания и развития ребенка, которая в основном и определяет его последующую жизнь: перспективы, безопасность. В частности, городская среда формирует больший словарный запас, большую агрессивность и, соответственно, преступность; обеспечивает меньшую возможность изменять среду, недостаток разрядки. Сельская среда, наоборот, поначалу обеспечивает меньший словарный запас (эти различия в дальнейшем сглаживаются), большую возможность изменять среду для игровой активности, меньшую агрессивность и соответственно меньшую преступность.

Рассмотрим среду обитания беспризорника. Социокультурная специфика среды такова, что большинство таких детей остается малограмотными. Типичные технико-гигиенические условия жизни: вокзал, канализация. Характерно раннее приобщение к выпивке, курению, токсикомании, наркотикам, проституции. Типична завшивленность, туберкулез, венерические болезни. Социоэкономический компонент среды ярко представлен. Эти дети рано взрослеют, продавая свой труд, услуги и вступая во взрослые, преимущественно криминальные социо-экономические отношения. Демографический состав различен, но чаще однополый и равновозрастной. В результате разрушается связь поколений, естественная социализация. Проблематично в будущем и создание семьи.

Интересен и полезен подход к выделению сред Я.Черноушека. Он выделяет дополнительно к описанным 4. географическую среду, 5. этнокультурную среду (предполагающую разный тип жилья, одежды, обычаев, различную композицию пространства дома, различные традиции заботы о детях.

Например, в Малазии, на Полинезийских островах дети с 4 лет предоставлены сами себе. Заботу о 2 – 3 летних детях обычно поручают 6–7 –леткам. Если вспомнить, как русские бабушки стремятся застраховать ребенка от малейших неприятностей, то по контрасту приходит на ум индийская народная мудрость: «умные родители иногда позволяют обжигать детям пальцы». Что, безусловно, полезней для будущей безопасности ребенка, ведь он сам, хоть и под присмотром родителей, познает опасности этого мира.

С этнокультурными традициями связаны и эталоны красоты, а также некоторые эстетические извращения, которые с позиций безопасности вредны. Например, еще в прошлом веке в Китае деформировали стопу у девочек, так как символом женской красоты считались маленькие и узкие ножки. В результате женщина не могла свободно двигаться, что сказывалось на ее здоровье.

У некоторых азиатских народностей считались эталоном красоты длинные шеи, которые с детства удлиняли, добавляя шейных колец. Так шею «отращивали» до 30 см. В результате женщина уже не могла поддерживать голову без колец, что также являлось фактором риска.

В некоторых африканских племенах в качестве отличительных знаков использовались костные пластины, стрелы, которыми протыкалась кожа, щеки, нос, уши, губы, что частенько являлось очагом инфекции.

Некоторые общие рекомендации организации жизненной среды ребенка:

1.                   устранение всех видов депривации и избытка информации;

2.                   учет при оформлении внутреннего интерьера сензитивных периодов развития. Так, одна мама – педагог развесила в комнате своего 3-летнего ребенка буквы русского алфавита. В результате ребенок быстро и естественно научился читать.

3.                   оптимальная организация жизненного пространства ребенка в целом, и в частности детских площадок, детских комнат. Основные критерии такой организации:

·  возможность многовариантных игр,

·  безопасность,

·  легкость ориентировки,

·  эстетика дизайна,

·  доступность,

·  нескученность,

·  побудительность среды (к действию).

Поясним последний критерий. Если побудительность среды мала, дети ее покидают, например – уходят на стройки, в заброшенные дома, в подвалы, пещеры. Что частенько приводит к несчастным случаям. Типичные детские площадки привлекают детей только до 7 лет, более старшие расширяют ареал обитания, т.к. площадка теряет побудительность.

 

 

Тема «Основы психологии власти»

 

Психологическая сущность власти. Предметом психологии власти являются механизмы, факторы реализации власти, закономерности ее восприятия и подчинения.

Социобиология власти. Биологические детерминанты власти можно наблюдать в чистом виде у общественных животных (крысы, волки, обезьяны). Они проявляются в иерархии и лидерстве, борьбе за лидерство (Ф.де Ваал. Политика у шимпанзе. Власть и секс среди обезьян).

Биологические детерминанты:

·  здоровье

·  внешность

·  тип НС

·  уровень серотонина в крови

·  инстинкт «простазии» этот термин ввел социобиолог Н.А. Монахов (стремление к превосходству, доминированию). У животных он связан с размножением, у человека эта функция утрачена, но сохранилась энергетическая составляющая.

 

Компенсаторная теория власти. (А.Адлер, Г.Лассуэлл, К.Хорни). Власть рассматривается как стремление преодолеть комплекс неполноценности.

В качестве примеров приводятся Гитлер, Наполеон, Сталин…

Современные исследования самооценки американских законодателей показали, что среди них встречаются разные уровни самооценки.

Лассуэлл уточнил: низкая самооценка может компенсироваться в других сферах: в армии, бизнесе…Действие компенсаторного механизма опосредуется когнитивными процессами: сравнительным анализом выгод от самореализации в политике и в др. сферах, приобретение положительного опыта (память) реализации власти.

«Гомо политикус» по Лассуэллу обладает качествами: ненасытное стремление к власти, отношение к людям как к средству достижения целей, владение технологиями власти.

Мотивация власти.

Мотивы политической власти по С.Б. Каверину:

1.                   свободы и безопасности (тип политика – нонконформист: Ленин)

2.                   гедонистическая потребность (власть как средство удовлетворения материальных потребностей) (тип политика – конформист: партийная элита Брежневских времен, Горбачев)

3.                   самоутверждения и уважения (тип политика – диктатор: Хуссейн, в какой-то мере – Ельцин )

4.                   самовыражения, т.е. языком автора: «быть личностью» (тип политика – авантюрист: Наполеон, Гитлер)

5.                   альтруистическая потребность (жить для людей) (тип политика – демократ: Д.Неру, И.Ганди, С.Альенде)

6.                   невротическое стремление к власти, как стремление компенсировать личностную слабость, уйти от тревожности и достичь любви и привязанности (этот мотив выделяет психолог К.Хорни).

 

Типы социальной власти (по Д.Френч, Б. Равен, Д.Картрайт):

1.                   вознаграждающая

2.                   принуждающая

3.                   референтная (политик как эталон для подражания)

4.                   экспертная (на основе превосходства в знаниях в определенной деятельности)

5.                   информационная

6.                   нормативная = легитимная (обладающая правом власти)

 

Восприятие власти. Используется СД.

Е.Б.Шестопал выделила основные измерения власти:

Сила – слабость

 

Опубликовано: 14 Декабря, 2014  21:17 Просмотров: 2229 Печать
Пользователь
Счетчик

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика


Бесплатный анализ сайта